Радиоуправляемые вертолеты условно классифицируются на игровые электровертолеты и спортивные модели с двигателями внутреннего сгорания. Освоение техники управления радиоуправляемыми игрушками обычно начинают с трех или четырехканальных электровертолетов, предназначенных для домашнего использования.

Попытка запустить модель без предварительного обучения технике взлета и посадки, движения вперед/назад, зависания в воздухе и маневрирования в полете часто приводит к поломкам уже после первого неудачного приземления.

Только когда вы добьетесь уверенного запуска и управления простой моделью, можно смело покупать вертолет с камерой, усовершенствованную модель современных радиоуправляемых игрушек.

Управление радиоуправляемым вертолетом: тренировка

Обучение технике управления радиоуправляемым игрушками необходимо проводить в достаточно просторных помещениях, чтобы радиус свободного полета модели составлял примерно 2 м. Перед запуском необходимо поставить игрушку по центру помещения в достаточном удалении от других предметов, которые могут создавать препятствия во время полета.

1. Взлет/посадка. Для обучения технике взлета и посадки осваивают движения левым рычагом на пульте управления. При взлете важно научиться понимать зависимость между скоростью вращения винтов и перемещением вертолета в вертикальной плоскости. Скорость оборотов винтов необходимо прибавлять плавно, но решительно, до тех пор, пока модель не поднимется на высоту примерно 1 м. Для уменьшения высоты полета и выхода на посадку движения рычагом управления осуществляются тоже плавно, но уже в обратном направлении.

2. Зависание в воздухе. При наборе высоты в 1 метр, скорость вращения винтов сначала немного сбавляется, затем регулируется для поддержания нужного уровня высоты. Стабилизация положения вертолета на заданной высоте поддерживается включением специального регулятора на пульте управления.

3. Перемещение вперед/назад. Управление движением вперед/назад осуществляется с помощью перемещения правого рычага на пульте управления по направлению от себя и к себе. Перед началом полета желательно заранее определить конечную точку движения игрушки. После того, как модель поднимется на достаточную высоту (примерно 1 м), начинаем плавно перемещать правый рычаг на пульте по направлению вперед, при этом стараемся сохранять высоту полета на одном уровне. Достигнув выбранной точки полета, вертолет фиксируют в воздухе, после чего выполняют движение в первоначальную точку старта, но уже задним ходом. Совершается посадка.

4. Перемещение вправо/влево. Игрушка устанавливается по центру помещения, определяется конечная точка полета. Набираем заданную высоту в 1 м и руководим движением модели по направлению вперед к выбранной цели. Одновременно управляем вторым, левым рычагом для сохранения одинаковой высоты полета. Достигнув конечной точки полета, фиксируем вертолет в воздухе и разворачиваем его на 180? (движение правым рычагом в сторону).

Взлет и посадка - самые нервные события в жизни пилотов и если с посадкой в высокую траву не так все сложно, на радио управляемом самолете, то со взлетом могут возникнуть трудности, особенно если конструкция самолета не классическая, например с толкающим винтом. Статья расчитана для новичков и речь пойдет о моделях средних размеров 1200мм -1500мм.

 

С классическим расположением винта: в зависимости от ВМГ (винтомоторная группа) взлет с руки будет разным. На пилотажных

prcsh1

самолетах тяга двигателя зачастую выше в два раза чем масса летательного аппарата (тяговооруженность), т.е. если самолет весит 1 кг то двигатель способен поднять 2 кг. Такой самолет с руки, с легкого броска полетит на тяге свыше 60%, т.е. ему совсем не требуется первоначальный разгон. Самолеты тренеры или другие не пилотажные летательные аппараты снабжены меньшей тяговооруженностью для экономии энергии, более спокойного полета. Такому самолету нужен первоначальный разгон, бросок с максимальной тягой. Как только модель (с низкой тяговооруженностью) в небе не совершайте, в течении 2-3 секунд, никаких поворотов, разворотов. Модель наберет за 2-3 сек скорость и тягу можно будет уменьшить до 50-60% и взяться за управление. Ошибки: самая неприятная ошибка - это передняя центровка - дает следующий результат: "швырнув" самолет в небо за 2-3 секунды

он устремляется в землю, здесь можно понятуть на себя ручку стика руля высоты. В редких случаях (в комбинации с неправильно настроенными закрылками) движение руки на себя может привести к падению т.к. стабилизатор начинает работать как воздушный тормоз. Это действительно для моделей с низкой тяговооруженностью и для перегруженности. Задняя центровка - приводит к кабрированию (апериодическая неустойчивость на рисунке справа). Самолет должен лететь как можно ровнее с отпущенными стиками управления.

 

С толкающим винтом: здесь речь пойдет исключительно о самолетах тренерах с толкающим винтом - Бикслер, Изистар (Easystar), Skysurfer и т.д. Эти самолеты популярны как среди новичков так и любителей FPV. Именно эти типы самолетов можно нагрузить сверх заявленой производителем нормы. Соответственно здесь возникает много вопросов по поводу взлета. Обычно самолеты такого типа

 Центр тяжести (Ц.Т), Центр масс самолёта (на английском Centre of mass, COG) это "воображаемая" точка в которой пересекаются 3 оси вращения самолёта (X,Y,Z). Центр тяжести, центр масс самолета Центр тяжести может менять своё местоположение при изменении загрузки самолёта (например смена аккумулятора, установка камеры на нос самолета и т.д.). Когда центр тяжести смещается за максимально допустимые пределы, для данной модели, самолёт теряет свою былую управляемость, вплоть до полной потери управления.

 Перед тем как приступить к первому запуску авиамодели необходимо "вывести" центр тяжести в нужное место, обычно этот процесс называют - центровка модели. Понятие "нужное место" весьма индивидуально, как для пилота, так и для типа самолета (пилотажная или планер).

Если Вы купили готовый к запуску самолет, то в инструкции найдете примечание, что центр тяжести находится, например, в 36 миллиметрах от передней кромки. Или в 60 мм от задней кромки (The center of gravity is measured 60 mm back from the leading edge of the main wing). Или от носа самолета 384 мм.

Отмеряете нужное расстояние и маркером отмечаете(точкой) Ваш центр тяжести. Каждый раз перед запуском, "снарядив" и включив самолет, убеждаетесь, что центр тяжести на своем месте.

Тут каждый сантиметр смещения имеет большое значение.

 "Центровка модели" измеряется в процентах от средней аэродинамической хорды (САХ). Кратко САХ (например для прямоугольного крыла) - это расстояние от передней кромки крыла, до задней. Принято считать 10% - 22% передней центровкой, 20% -  25% задней центровкой

 Цель центровки тренера - это разместить центр тяжести готового самолета на расстоянии 10% - 22% от передней кромки крыла. Пример 15%: если ширина прямоугольного крыла 200 мм то 15% будет составлять 30 мм от передней кромки крыла.

 Как находить центр тяжести у Простого прямоугольного крыла. Берем левую (или правую) половину крыла и делим ее пополам, прочерчиваем линию (на крыле) вдоль фюзеляжа самолета. Такое же действие проделываем и с второй половиной крыла. Вот эта линия называется средней аэродинамической хордой. Отмерив от передней кромки линий САХ (ранее проведенных) нужный Вам процент расстояния, соединяем отмеренные точки горизонтальной линией проходящей через центр крыла. Там, где центр крыла пересекла горизонтальная линия и будет располагаться нужный центр тяжести.

 Там, где центр крыла пересекла горизонтальная линия и будет располагаться нужный центр тяжести. Устанавливаем крыло на модель, загружаем самолет, как перед запуском, и "двигаем" центр тяжести всеми возможными методами. Без увеличения веса модели сдвинуть Ц.Т. удобно самым тяжелым элементом модели - аккумулятором. Аккумулятор не должен "гулять" по модели, поэтому так популярно крепление для батарей - липучка, как на обуви с клеящейся поверхностью с другой стороны. В случае не возможности центровки только одной батареей (или увеличением батареи), прибегают к использованию грузов-противовесов, но утяжеление самолета это другая тема.

 Центровка сильно влияет на управляемость самолетом в воздухе. Различают 2 вида центровки: Передняя центровка, Задняя центровка.

 Передняя центровка - обеспечивает самолету хорошую продольную/колебательную (колебания вверх-вниз) устойчивость (см. картинку выше). Уменьшится маневренность (фигура петля - будет иметь больший радиус), устойчивость обеспечится даже при движении против порывов ветра, но планировать модель будет хуже. Нос будет стремиться вниз, потребуется корректировка полета рулем высоты. Сбросив обороты, перед посадкой, нос еще сильнее потянет к земле и со снижением скорости даже максимальное отклонение руля высоты не сможет выровнять самолет в горизонт.

 Задняя центровка - обеспечивает самолету продольную/колебательную (колебания вверх-вниз) неустойчивость (см. картинку выше), которая необходима для маневренности. По оси Z (фигура "петля") модель сможет развернуться на 360 градусов практически с нулевым радиусом, просто "кувыркнувшись" относительно центра тяжести. В таких моделях площадь отклоняемых поверхностей стабилизатора (руль высоты) и руля поворота значительно выше чем у тренеров, планеров.  Так же широко используется функция "Расходы" на пульте управления. При задней центровке самолет может задирать нос, выходя на кабрирование (см. картинку первый фрагмент) терять скорость, падать вниз. Набрав скорость при падении, снова задирать нос.

Центровка модели - это процесс выбора золотой середины между неуправляемой устойчивостью и между неустойчивостью обеспечивающая маневренность.

 

 

В этой статье Вы узнаете про то как удачно запустить первую модель радиоуправляемого самолета "на что" обратить внимание и как ее безопаснее приземлить.

Главный смысл ниже, этот абзац не обязательно читать. Несмотря на то, что коптеры становятся всё популярнее, доступнее и удобнее в пользовании, не требуют больших пространств, а системы стабилизации позволяют запускать практически из окна многоэтажного дома, я пишу эту статью о самолетах т.к. в них есть все то, что тянет человека самому подняться в небо (но по каким либо причинам не имеющий возможность), я говорю о аэродинамических характеристиках, поведении в воздухе, маневренности, устойчивости, вот всё это и дает необычайное удовлетворение от создании модели до первого знакомства с ней в воздухе.

Вопросы о том из чего делать самолет будут обсуждаться в следующей статье, а в этой пойдет речь, какой летательный аппарат (ЛА) использовать для первых полетов.

Самый популярный для первого полета самолет это Цессна 150 - популярен он благодаря тому, что легко и дешево собрать его своими руками из потолочной плитки, а так же расположение крыла сверху дает новичку удобное преимущество - при увеличение тяги тянет самолет вверх, хоть это можно компенсировать при постройки, выкосом моторамы или программированием пульта управления.

Перед первым полетом обязательно потренируйтесь на симуляторе. Конечно многие RC симуляторы высоко-качественные, с красивой графикой, с предложение купить лицензию и комплект для подключения пульта радио-управления к компьютеру, Самый простой способ это взять обычный джойстик, компьютер и скачать бесплатный, простенький RC симулятор. Тут главное научиться ориентировать модель в небе и "крутить" ее в нужные стороны. Простейший RC симулятор можно найти даже на андроид в Google market конечно на нем намного сложнее и неудобнее из за "сенсорных" стиков, но это не мешает получить навык корректно управлять моделью и правильно ориентировать ее в небе.

  1. Первая ошибка начинающих пилотов - это резкие движения ручками управления (стиками) с максимальными отклонениями: модель Цессны имеет вес около 0.5 - 0,8 кг, соответственно чем выше масса тем больше инерция, чем выше скорость тем эффективнее работают отклоняющиеся (рулевые) поверхности. Чем ниже скорость тем сильнее чувствуется инерция, управление менее и менее отзывчиво и дальнейшее уменьшение скорости приводит с полной потере управления. Чтоб модель летала нормально, необходимо поддерживать постоянную стабильную скорость, удачно если модель в вираже гонять по большому кругу. Полностью выключать тягу только перед посадкой.
  2. Вторая ошибка RC пилотов - это скорость, страх, нервы: как только модель в воздухе она стремительно начинает удалятся от Вас, далее получается следующее, уменьшение газа, пилот начинает разворачивать ЛА (весьма быстро удаляющийся от Вас), вот здесь часто и происходит, потеря скорости, из за порыва попутного ветра или неумелый поворот оказывается слишком резким. Потеря скорости влечет потерю управляемости, модель "клюет" носом вниз, стремясь к земле. Чтоб модель летала нормально, необходимо поддерживать постоянную стабильную скорость, удачно если модель в вираже гонять по большому кругу. Для само-стабилизации делается V крыло. Большой размах крыла (большая площадь) обеспечивает большую стабильность на малых скоростях. Именно поэтому первый самолет лучше делать размахом 1.2 - 1.4 метра.  Помните, что благодаря верхнему расположению крыла увеличение газа потянет модель в верх.

 И конечно самое важно это обладать нормальным зрением, чем я обделен, поэтому крылья моих моделей имеют яркий окрас (низ оранжевый или черный, синий).

Помните, что правильно сделанная, сбалансированная и от триммированная модель должна летать более-менее ровно (без включенного двигателя) если ее запустить с руки (например с пригорка, горы, обрыва).

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте