Центр тяжести (Ц.Т), Центр масс самолёта (на английском Centre of mass, COG) это "воображаемая" точка в которой пересекаются 3 оси вращения самолёта (X,Y,Z). Центр тяжести может менять своё местоположение при изменении загрузки самолёта (например смена аккумулятора, установка камеры на нос самолета и т.д.). Когда центр тяжести смещается за максимально допустимые пределы, для данной модели, самолёт теряет свою былую управляемость, вплоть до полной потери управления.
Перед тем как приступить к первому запуску авиамодели необходимо "вывести" центр тяжести в нужное место, обычно этот процесс называют - центровка модели. Понятие "нужное место" весьма индивидуально, как для пилота, так и для типа самолета (пилотажная или планер).
Если Вы купили готовый к запуску самолет, то в инструкции найдете примечание, что центр тяжести находится, например, в 36 миллиметрах от передней кромки. Или в 60 мм от задней кромки (The center of gravity is measured 60 mm back from the leading edge of the main wing). Или от носа самолета 384 мм.
Отмеряете нужное расстояние и маркером отмечаете(точкой) Ваш центр тяжести. Каждый раз перед запуском, "снарядив" и включив самолет, убеждаетесь, что центр тяжести на своем месте.
Тут каждый сантиметр смещения имеет большое значение.
"Центровка модели" измеряется в процентах от средней аэродинамической хорды (САХ). Кратко САХ (например для прямоугольного крыла) - это расстояние от передней кромки крыла, до задней. Принято считать 10% - 22% передней центровкой, 20% - 25% задней центровкой
Цель центровки тренера - это разместить центр тяжести готового самолета на расстоянии 10% - 22% от передней кромки крыла. Пример 15%: если ширина прямоугольного крыла 200 мм то 15% будет составлять 30 мм от передней кромки крыла.
Как находить центр тяжести у Простого прямоугольного крыла. Берем левую (или правую) половину крыла и делим ее пополам, прочерчиваем линию (на крыле) вдоль фюзеляжа самолета. Такое же действие проделываем и с второй половиной крыла. Вот эта линия называется средней аэродинамической хордой. Отмерив от передней кромки линий САХ (ранее проведенных) нужный Вам процент расстояния, соединяем отмеренные точки горизонтальной линией проходящей через центр крыла. Там, где центр крыла пересекла горизонтальная линия и будет располагаться нужный центр тяжести.
Там, где центр крыла пересекла горизонтальная линия и будет располагаться нужный центр тяжести. Устанавливаем крыло на модель, загружаем самолет, как перед запуском, и "двигаем" центр тяжести всеми возможными методами. Без увеличения веса модели сдвинуть Ц.Т. удобно самым тяжелым элементом модели - аккумулятором. Аккумулятор не должен "гулять" по модели, поэтому так популярно крепление для батарей - липучка, как на обуви с клеящейся поверхностью с другой стороны. В случае не возможности центровки только одной батареей (или увеличением батареи), прибегают к использованию грузов-противовесов, но утяжеление самолета это другая тема.
Центровка сильно влияет на управляемость самолетом в воздухе. Различают 2 вида центровки: Передняя центровка, Задняя центровка.
Передняя центровка - обеспечивает самолету хорошую продольную/колебательную (колебания вверх-вниз) устойчивость (см. картинку выше). Уменьшится маневренность (фигура петля - будет иметь больший радиус), устойчивость обеспечится даже при движении против порывов ветра, но планировать модель будет хуже. Нос будет стремиться вниз, потребуется корректировка полета рулем высоты. Сбросив обороты, перед посадкой, нос еще сильнее потянет к земле и со снижением скорости даже максимальное отклонение руля высоты не сможет выровнять самолет в горизонт.
Задняя центровка - обеспечивает самолету продольную/колебательную (колебания вверх-вниз) неустойчивость (см. картинку выше), которая необходима для маневренности. По оси Z (фигура "петля") модель сможет развернуться на 360 градусов практически с нулевым радиусом, просто "кувыркнувшись" относительно центра тяжести. В таких моделях площадь отклоняемых поверхностей стабилизатора (руль высоты) и руля поворота значительно выше чем у тренеров, планеров. Так же широко используется функция "Расходы" на пульте управления. При задней центровке самолет может задирать нос, выходя на кабрирование (см. картинку первый фрагмент) терять скорость, падать вниз. Набрав скорость при падении, снова задирать нос.
Центровка модели - это процесс выбора золотой середины между неуправляемой устойчивостью и между неустойчивостью обеспечивающая маневренность.